Европейский Суд по Правам Человека
Присоединение Азербайджана к Совету Европы и Конвенции по Правам человека и Основным Свободам создает для граждан Азербайджана возможность апелляции в Европейский Суд по правам человека. Это вызывает в настоящее время вполне обозначившийся общественный интерес и одновременно порождает ряд проблем, связанных с необходимостью широкого разъяснения правил обращения граждан к Страсбургскому механизму с индивидуальными жалобами на нарушение их прав. Разумеется, не всякая жалоба может быть принята к рассмотрению Европейским Судом. Конвенция и процедурные правила Суда устанавливают ряд условий, соблюдение которых является обязательным для приемлемости жалобы. Например:
1. Жалобы в Европейский Суд по правам человека можно направлять только на действия или решения органов государственной власти и их должностных лиц.
Европейский Суд не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных организаций.
2. Перед тем как обратиться с жалобой в Европейский Суд по правам человека, должны быть исчерпаны все внутренние средства правовой защиты в Азербайджанской Республике.
Перед подачей жалобы в Европейский Суд необходимо обратиться в высшую судебную инстанцию, в компетенции которой находится принятие решения по данному конкретному делу
3. После вынесения решения высшей судебной инстанцией в распоряжении заявителя имеется шестимесячный срок, чтобы подать жалобу в Европейский Суд.
Если жалоба касается решения суда, то исчисление срока начинается с момента вступления приговора в законную силу (в рамках обыкновенной судебной процедуры), а не с момента отказа в пересмотре решения суда в порядке надзора.
Жалоба не будет принята к рассмотрению, если установленный шестимесячный срок пропущен.
Как подавать жалобу в Европейский Суд?
Если заявитель считает, что некоторые из прав, гарантированных Европейской Конвенцией по правам человека или Протоколами к ней были нарушены, а также при соблюдении всех упомянутых выше условий, в Секретариат Суда может быть направлено письмо, содержащее необходимые сведения.
Письмо должно содержать следующие сведения:
а) краткое изложение существа жалобы;
б) указание гарантированных Европейской конвенцией прав (или права), которые заявитель считает нарушенными;
в) средства правовой защиты, которые были использованы;
г) список решений по делу, которые были приняты органами государственной власти Азербайджанской Республики.
Вместе с письмом, содержащим все необходимые данные о дате, содержании дела и инстанциях, принимавших решения, необходимо выслать копии (не оригиналы!) всех этих решений и иных необходимых документов, поскольку возврат присланных документов Суд не гарантирует.
В дополнительных пояснениях нуждаются еще два обстоятельства.
1. Обращение в Суд не облагается пошлиной и является бесплатным.
2. Уже упоминалось, что Суд рассматривает жалобы только в связи с нарушением прав, гарантированных Европейской Конвенцией по Правам Человека и протоколами к ней. Этот перечень отнюдь не охватывает всех прав и свобод. Речь идет только о следующих правах:
- право на жизнь (ст.2 Конвенции);
- свобода от пыток или бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст.3 Конвенции);
- свобода от рабства, подневольного состояния и принудительного или обязательного труда (ст.4 Конвенции);
- право на свободу и личную неприкосновенность и гарантии прав арестованного (ст.5 Конвенции);
- право на справедливый и беспристрастный суд в разумные сроки, а так же минимальные гарантии прав обвиняемого в совершении уголовного преступления (ст.6 Конвенции);
- запрет уголовного наказания за действия, которые в момент их совершения не являлись уголовным преступлением (ст.7 Конвенции);
- право на уважение личной жизни, неприкосновенность жилища и тайну переписки (ст.8 Конвенции);
- свобода мысли, совести и религии (ст.9 Конвенции);
- свобода слова и информации (ст.10 Конвенции);
- свобода собраний и ассоциаций (объединений) (ст.11 Конвенции);
- право на вступление в брак (ст.12 Конвенции);
- право на защиту нарушенных прав (ст.13 Конвенции);
- свобода от дискриминации (ст.14 Конвенции);
- право беспрепятственно пользоваться своим имуществом (ст.1 Протокола 1);
- право на образование, включая право родителей давать детям образование и воспитание в соответствии со своими религиозными или иными убеждениями (ст.2 Протокола 1);
- избирательное право (ст.3 Протокола 1);
- запрет лишения свободы в связи с неспособностью выполнить какое-либо договорное обязательство (“долговая яма”) (ст.1 Протокола 4);
- право на свободное передвижение и свободу выбора места жительства, а так же право покидать любую страну, включая свою собственную (ст.2 Протокола 4);
- запрет высылки из страны гражданства лица (ст.3 Протокола 4);
- запрет коллективной высылки иностранцев (ст.4 Протокола 7);
- отмена смертной казни (ст.1 Протокола 6);
- процессуальные гарантии, относящиеся к высылке иностранцев (ст.1 Протокола 7);
- право на пересмотр уголовного дела вышестоящей судебной инстанцией (ст.2 Протокола 7);
- право на компенсацию в случае незаконного осуждения (ст.3 Протокола 7);
- право не быть судимым или наказанным за одно преступление дважды (ст.4 Протокола 7);
- равенство прав и обязанностей между супругами (ст.5 Протокола 7).
При рассмотрении жалоб Европейский Суд и международная практика вообще исходят из широкого толкования прав и свобод, однако эта широта должна пониматься разумно. Жалоба, например, на отказ в предоставлении муниципальной квартиры вряд ли будет признана приемлемой.
Наконец, еще одно замечание.
Роль международных механизмов в области прав человека достаточно велика и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Однако переоценивать их значение все же не следует. Они не призваны, не могут и не должны заменить национальные средства защиты прав и свобод человека и восстановления нарушенных прав. В любом случае, главным таким средством остается и останется национальная судебная система. Международные органы по правам человека не столько являются реальным механизмом защиты индивидуальных прав, сколько определяют международно-признанные стандарты прав человека, руководствоваться которыми должны национальные суды и органы государственной власти.
За всю многолетнюю практику Европейского Суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения государствами — членами Совета Европы решений Суда. И это невзирая на то, что эти решения порой требовали от государств серьезных корректив их правовых систем. В ином случае, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским Судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации. В соответствии со статьей 46 Конвенции надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет Министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство — участник Конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. В ряде случаев сам факт обращения в Суд приводил к изменению или ускорению внесения изменений законодательного характера. Иногда государства принимают конкретные меры в отношении лиц, проходящих по определенному делу.
За историю существования Конвенции было создано целое явление - прецедентное право Европейского Суда. Что примечательно, прецедентное право применяется не только самим Судом, но также и судами государств-участников Конвенции - в их решениях, касающихся вопросов, связанных с закрепленными в Конвенции правами, нередки ссылки на решения Суда по конкретным делам.
Примеры действий, предпринятых государствами по исполнение решений Европейского Суда по правам человека
Австрия изменила важные разделы своего уголовно-процессуального кодекса, касающиеся порядка обращения с лишенными свободы лицами, содержащимися в медицинских учреждениях, а также всю систему предоставления правовой помощи.
Бельгия внесла поправки в законодательство относительно бродяжничества и приняла меры по субсидированию франко-говорящих школ во фламандской части. Бельгия также изменила свой гражданский кодекс с целью уравнять в правах законнорожденных и рожденных вне брака детей.
Болгария провела важную реформу уголовного процесса, в результате которой, среди прочего, были отменены полномочия прокуратуры по выдаче санкции на заключение под стражу.
Португалия предприняла шаги по улучшению эффективности системы административной юстиции, создав новый суд высшей инстанции (Центральный Административный Трибунал), рассматривающий административные и налоговые споры, изменив процедуру и увеличив ресурсы, выделенные административным судам.
Румыния расширила право на обжалование решений прокуроров в имущественных вопросах.
Соединенное Королевство отменило телесные наказания в государственных школах.
Турция сократила максимальный срок предварительного заключения, в частности, в делах, рассматриваемых Судами Государственной Безопасности, а также ввела новые гарантии для лиц, содержащихся в подобного рода делах под стражей.
Финляндия изменила закон об исполнении решений об опеке и о посещении детей.
Франция изменила процедуру дисциплинарного разбирательства в профессиональных ассоциациях, сделав ее публичной. Налоговое ведомство было лишено преимущественного права при продаже имущества. Также был принят закон, регулирующий правила прослушивания телефонных разговоров.
Швейцария полностью пересмотрела организацию судебного производства и уголовный процесс применительно к своей федеральной армии, а также изменила гражданский кодекс в части, касающейся заключения в исправительные учреждения.
Правила деятельности Европейского Суда по Правам Человека
В начале я рассказал в более упрощенной форме о правилах обращения суд, но для получения большего представления о работе Европейского Суда по Правам Человека есть смысл разъяснить о том, как организован сам суд и как определяется его деятельность.
Судьи
Мы уже упомянули, что судьи Европейского Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы, но необходимо отметить, что перед вступлением в должность каждый избранный судья на первом же пленарном заседании Суда, принимает присягу следующего характера:
"Я клянусь" или "Я торжественно заявляю, что буду осуществлять свои функции судьи с честью, независимо и беспристрастно и что буду хранить в тайне все совещания"
Акт присяги или торжественного заявления заносится в протокол (Правило 3)
Согласно правилам Суда судьи в течение срока их полномочий не должны осуществлять никакой политической, управленческой или профессиональной деятельности, несовместимой с их независимостью или беспристрастностью. Каждый судья должен заявить Председателю Суда о любой деятельности, которой он занимается по совместительству (Правило 4). Любой судья может быть отстранен от должности на сессии пленарного заседания, большинством в две трети голосов, если он перестал соответствовать предъявляемым требованиям. Такой судья должен быть предварительно заслушан пленарным заседанием Суда. Возбудить процедуру отстранения от должности может любой судья (Правило 7).
Руководит работой и управлением Суда Председатель Суда. Председатель представляет Суд и, в частности, несет ответственность за отношения Суда с органами Совета Европы
(Правило 9) Председателя Европейского Суда, двух заместителей Председателя и Председателей Отделений избирает пленарное заседание Суда сроком на три года, при условии, что такой срок не должен превышать продолжительности срока их полномочий в качестве судей (Правило8)
Судьи Суда не могут председательствовать в делах, к которой относится их национальная принадлежность или от страны, которой они были избраны (Правило 13)
Секретариат
Одним из важных органов Суда является секретариат. Руководителя Секретариата избирает Пленарное заседание Суда. Кандидаты на этот пост должны обладать самыми высокими моральными качествами и юридическими, управленческими и лингвистическими познаниями и опытом, необходимыми для выполнения функций по должности. Он избирается сроком на пять лет (Правило15) Руководитель Секретариата оказывает Суду помощь в выполнении его функций и отвечает за организацию и деятельность Секретариата под руководством Председателя Суда. Руководитель Секретариата обеспечивает хранение архивов Суда и через него передаются все сообщения и уведомления, исходящие от Суда или адресованные ему в связи с делами, которые поступили или должны поступить на его рассмотрение. Руководитель Секретариата, с учетом предоставленных ему по должности дискреционных полномочий, обязан давать ответы на просьбы о предоставлении информации, касающейся деятельности Суда, в частности, на запросы средств массовой информации.
Составленные руководителем Секретариата и одобренные Председателем Суда общие инструкции регулируют деятельность Секретариата (Правило 17)
Деятельность Суда
Суд находиться в Страсбурге рядом со зданием Совета Европы и все свои заседания проводит там. Однако если Суд сочтет это целесообразным, он может выполнять свои функции в любом ином месте на территориях государств-членов Совета Европы. На любой стадии рассмотрения жалобы Суд может принять решение о необходимости того, чтобы расследование или любое иное действие было осуществлено им или одним или несколькими его членами в любом ином месте ( Правило 19). Сессии пленарного заседания Суда созываются Председателем Суда в любое время, когда того требует выполнение им его обязанностей, предусмотренных Конвенцией и настоящими Правилами. Председатель Суда созывает сессию пленарного заседания, если того требует, по крайней мере, одна треть членов Суда, и, в любом случае, один раз в год для рассмотрения административных вопросов (Правило 20) А Большая Палата, Палаты и Комитеты Суда заседают постоянно (Правило 21)
Совещания Суда проводятся за закрытыми дверями. Содержание совещаний сохраняется в тайне. В совещаниях принимают участие только судьи. На совещаниях присутствует руководитель Секретариата или назначенное вместо него лицо, а равно те из должностных лиц Секретариата и переводчиков, чья помощь рассматривается необходимой. Любое другое лицо может быть допущено на совещания только на основании специального решения Суда (Правило 22) Решения Суда принимаются большинством присутствующих судей. В случае равенства голосов назначается новое голосование и, если равенство голосов сохраняется, решающим является голос Председателя. Решения и постановления Большой Палаты и Палат принимаются большинством участвующих в заседании судей (Правило 23)